Первая полоса

Doom в мире Fallout: что такое Ashes | Спецматериал о шикарном фанатском моде

Никогда не трать больше двадцати баксов на компьютерную игру.

Не каждый проходил  The Secret of Monkey Island, однако многие наверняка видели концовку именитой адвенчуры — ту самую, в которой могучий пират Гайбраш Трипвуд (и не менее могучие сотрудники LucasArts) дали ценителям интерактивных развлечений лучший геймерский совет на все времена. К сожалению, то, что казалось остроумным в 1990 году, в XXI веке воспринимается иначе: сегодня индустрия учит не экономить, а тратить, и любые попытки сопротивления издатели встречают в штыки.

К счастью, дорогостоящим релизам существуют альтернативы — любительские модификации, как правило собранные фанатами для фанатов совершенно бесплатно. Далеко не каждая из них выглядит привлекательно. Иные смотрятся даже уродливо. Тем не менее не стоит судить такие книги по дешёвой обложке — иногда для создания чего-то стоящего достаточно рвения и таланта. То бишь качеств, которыми обладают авторы Ashes 2063.

 

Из пепла

Хотя игра повествует о далёком будущем с налётом 80-х, история Ashes началась в аж в прошлом десятилетии — когда некий Vostyok решил отдать должное классике постапокалиптики с помощью мода к  Doom II: Hell on Earth. Разумеется, смастерить обычный набор карт и пачку новых текстур гейм-дизайнеру было недостаточно: разработчик поставил перед собой цель сделать полноценный боевик с элементами  Fallout,  S.T.A.L.K.E.R., шутеров на движке Build, а также кинофраншизы «Безумный Макс» и книжного цикла «Метро 2033». Определившись с концепцией и вооружившись GZDoom, в 2015 году моддер и компания взялись за производство экшена с невероятно пёстрой родословной — а потом, на излёте 2018-го, вернулись с культовым хитом на руках.

Шесть лет спустя Ashes 2063 впору назвать настоящим брендом — после выхода оригинальной кампании окрылённые успехом моддеры выпустили дополнение, ремастер, а потом — масштабный сиквел, развивающий задумки и без того сногсшибательного FPS. К сожалению, несмотря на обилие изданий, у постъядерной эпопеи до сих пор нет самого главного — финала: подобно увлекательному телешоу, оба эпизода завершаются многоточием и множеством вопросов, ответы на которые появятся годы спустя. Если повезёт.

Из-за этого писать про детище Vostyok не так-то просто: да, оно вполне заслуживает развёрнутого материала, и всё же выносить триллеру вердикт рановато — кто знает, вдруг концовка резко смажет общее впечатление? Дабы избежать головной боли, будем считать данную статью затравкой, расширенным превью для тех, кто даже не слышал о культовом боевике. Далеко не каждый фан-проект заслуживает такой роскоши, но что тут скажешь: Ashes — отнюдь не обычный мод.

Как сыграть в Ashes 2063

С 2021 года раздобыть копию Ashes можно на портале ModDB: туда выложили «самостоятельную» версию дилогии, которую не нужно настраивать — достаточно лишь скачать архив и распаковать его на жёсткий диск или SSD. Каждый эпизод (Ashes 2063: Enriched Edition с дополнением Dead Man Walking — первый, Ashes: Afterglow — второй) запускается отдельно.

Ashes 2063

  • Авторы: Vostyok и ко.
  • Композитор: Джон С. Уикли (John S. Weekley), он же PRIMEVAL.
  • Дата релиза: 23 сентября 2018 года (оригинал), 21 октября 2021 года (Enriched Edition).
  • Продолжительность: 11 карт (обучение, кампания на 8 локаций, 2 секретных уровня).

Война никогда не меняется — и в 1980-х несколько сверхдержав довели очередной конфликт до логического финала. По щелчку чьих-то пальцев мощнейшие бомбы обрушились на планету, без предупреждения утопив человечество и все его достижения в ядерном пепле. Впрочем, это был не конец. Мало-помалу на руинах цивилизации возникла новая жизнь — а вместе с ней воскресли старые проблемы.

В 2063 году, спустя 80 лет после апокалипсиса, обычный авантюрист-мусорщик по кличке Скав (так называют местных сталкеров) ненароком ловит по радио таинственный женский голос. Повторяющееся с необъяснимой периодичностью сообщение интригуют искателя приключений, и тот отправляется на поиски его источника сквозь огонь, воду и радиоактивные трубы.

Помимо коридорных, относительно компактных локаций, серия изобилует гигантскими шоссе и каньонами, изображающими беспощадную Пустошь. Несмотря на масштаб, по дороге разбросано немало достопримечательностей. В 2063 нет традиционной системы апгрейдов или крафта, но игрок всё же может обзавестись особыми версиями нескольких пушек. Например, для пистолета-пулемёта можно купить глушитель, который улучшает точность (и служит интерактивной отсылкой к фильму «Побег из Нью-Йорка»).

В путешествие, впрочем, герой пускается не сразу — Ashes 2063 стартует с совершенно необязательного, но удивительно бодрого туториала, где неопытных выживальщиков знакомят с правилами Пустошей. И Vostyok сразу выкладывает козыри на стол: не проходит и пары минут, как игрок успевает проломить несколько черепов, пережить засаду, разрядить мину-ловушку, прокатиться на байке (необходимом скорее для прыжков через пропасти, поскольку герой и так бегает со скоростью гепарда), побеседовать с мирным рейдером на тему постапокалиптической валюты… Развлекательная программа столь насыщенная, что правильнее было бы назвать уровень интерактивным тизером или вертикальным срезом для покорения новичков. Тем ироничнее, что цепляет 2063 отнюдь не им.

Магия начинается со следующей карты — на вид достаточно прямолинейной экшен-сцены, в которой Скав штурмует логово рейдеров и крадёт бензин. Звучит просто, однако стоит выстрелить в затылок первому злодею, как в голове что-то внезапно щёлкает — и рядовая вылазка превращается в кровавый танец под чарующий, почти карпентеровский саундтрек. Инстинкты берут верх, и комнаты зачищаются от всего живого. Затяжная перестрелка с немного комичными, но опасными рейдерами захватывает дух, пушки зычно жахают, что-то взрывается и ломается в лучших традициях шедевров 3D Realms, а потом битва вдруг заканчивается. Дым рассеивается, гильзы сыпятся на пол. Передышка.

После такой феерии на секунду забываешь, что на экране не ретробоевик от маститой студии, а некоммерческая переработка Doom II. Именно здесь, в полуразрушенном гараже со взводом панков, вопросы к Ashes отпадают: после столь восхитительной зарубы мигом понимаешь, почему шутер настолько известен в модостроительных кругах.

Чтобы компенсировать отсутствие анимаций и крупных планов во время диалогов, сценарист описал действия персонажей текстом. Стилистический ход (вкупе со звуками Pip-Boy в меню) придаёт серии ещё больше сходства с классическими Fallout. В Enriched Edition оригинальную секретную карту чуть переделали — теперь ближе к финалу небо обретает розовато-кровавый оттенок, и округу начинают сотрясать раскаты грома (которые звучат особенно гулко из-за неожиданно мощного эха). Душевно!

Команда могла бы на этом остановиться — выпустить толковый симулятор отстрела гопников на фоне обрушившихся небоскрёбов, и дело с концом. Но, подобно величайшим FPS-аттракционам вроде  Half-Life и  Titanfall 2, в Ashes 2063 не нашлось места самоповторам — каждый её сегмент, от мирных городов с NPC и магазинами до тесных туннелей с откровенно хоррорными сценами, по-своему уникален, в меру динамичен и практически всегда исключительно хорош. Упрекнуть столь насыщенную событиями кампанию можно лишь в отсутствии оригинальности, да не тянет: какая разница, что туннели метро выглядят знакомо, когда побоища с мародёрами и мутантами на обломках цивилизации увлекают почище иных блокбастеров?

Если самой игре не откажешь в разнообразии и высокой динамике, то её ключевому гейм-дизайнеру — в чувстве меры и сдержанности. Как наглядно демонстрирует практически каждая локация, у Vostyok есть десятки отличных идей, да и желание удивлять льётся через край, но разработчик, в отличие от целого ряда современных творцов, прочно держит себя в узде. В мире без продюсеров с дедлайнами очень легко пуститься во все тяжкие, однако каким-то чудом моддер никогда не теряет из виду главного — он делает в первую очередь лаконичный триллер, не графоманский эпик с миллионом бесполезных технопонтов. Вероятно именно поэтому весь эпизод проходится на одном дыхании: в нём нет лишних сцен, а количество патронов с хирургической точностью выверено до последней пули, особенно на уровнях сложности Arcade (эквиваленте Ultra-Violence) и выше.

Для освещения тёмных комнат Скаву приходится использовать фонарь. Он бесконечный, но его необходимо подзаряжать солнечной энергией — именно поэтому в туннелях под Атлантой полно разломов с красиво падающими лучами солнца. Эстетично и практично — восхитительная дизайнерская находка. Из открытых пространств — в узкие коридоры, из коридоров — в залы с ордами врагов; перестрелки в Ashes 2063 никогда не ощущаются слишком похожими друг на друга.

Это, правда, не означает, что в постапокалиптическом моде нет очевидных промахов. Даже Ashes 2063: Enriched Edition, издание с улучшенными спрайтами, переделанными звуковыми эффектами, новым интерфейсом и особой необязательной миссией, не обошлось без шероховатостей — кое-где глючит движок, из заваленного хламом угла в финале The Sub-Caverns не выберешься без перезагрузки, взрывчатка до обидного слаба, лом бесполезен из-за существования кнопки быстрого удара ножом, денег так много, что их особо не на что тратить. А уж корявый байк, чем-то напоминающий своего «брата» из  Days Gone, проклинают сами программисты — они не сумели починить злосчастный транспорт до сих пор.

Но это мелочи, теряющиеся на фоне достоинств, которыми изобилует боевик. По нему чувствуется, что моддер и его друзья (художники, сценарист, музыкант) вложили в своё творение душу — и их любовь проявляется в каждой детали от старательно отрисованных анимаций перезарядки дробовика до меняющегося в зависимости от уровня здоровья вскрика героя. Словом, шедевр, впечатляющий дебют, достойный билета в большой геймдев. К счастью для фанатов, Vostyok так и не променял творческую свободу на деньги: у него были другие планы.

Ashes: Dead Man Walking

  • Автор: ReformedJoe и ко.
  • Композитор: Джон С. Уикли, он же PRIMEVAL.
  • Дата релиза: 10 декабря 2018 года.
  • Продолжительность: 4 карты.

В постъядерном мире надо держать ухо востро — однажды Скав забыл это золотое правило. Под покровом ночи группа мародёров застала мусорщика врасплох, подстрелила беднягу и украла его драгоценный мотоцикл. Вооружившись монтировкой, наш раненый, но ещё боеспособный странник отправляется на поиски обидчиков — и он не остановится, пока не перебьёт каждого из них.

Вот так просто, без интриг и загадок, зато с духом старых фильмов о возмездии, стартует Ashes: Dead Man Walking — набор бонусных (и, вероятно, неканоничных) уровней к Ashes 2063. С первого взгляда коротенький аддон живо напоминает олдскульные расширения к шутерам 1990-х и 2000-х: он выглядит знакомо, использует те же механики, что и оригинал (минус покатушки на байке по очевидным причинам), и серьёзные отличия от предшественницы, включая уникальные ассеты, можно пересчитать по пальцам рук. Но с жанровой классикой дополнение больше всего роднит не вышесказанное, а сложность: подобно обеим  Mission Pack для  Quake или, скажем, Post Mortem для  Blood, DLC к 2063 рассчитано на тех, кому хотелось «того же, но пожёстче». ТЗ, мягко говоря, на любителя — к счастью, дизайнер ReformedJoe прекрасно знает, как поддать жару с умом.

Если приглядеться, можно заметить, что бандит поодаль стреляет по-македонски. После смерти с таких гопников (которых за пределами Dead Man Walking больше нигде и не найти) падает по два пистолета — это ещё один пример очень милого внимания к деталям. Как и подобает навеянному S.T.A.L.K.E.R. моду, в Ashes надо постоянно следить за счётчиком Гейгера (слева внизу). В некоторых помещениях из-за фонящего металла или большого скопления отходов можно очень быстро умереть.

Для мини-эпизода сделали лишь три полноценные карты (если не считать маленького сюжетного бункера с магазином), однако каждая из них заметно длиннее и опаснее любой главы из предшественницы — не проходит и пары непривычно открытых зон, как на ещё плохо вооружённого мусорщика начинают выскакивать сильные монстры, причём в необычных условиях и, как правило, сразу после другой серьёзной потасовки. Звучит двояко, но автор жонглирует игровыми ситуациями так, что не заскучаешь; особенно хорошо удались в этом плане открывающие минуты истории, когда полудохлому герою необходимо полагаться на до того ненужный лом — оказывается, это весьма недурственное оружие, если смоделировать пару ситуаций под него.

В аддоне нашлось-таки место новым штрихам и уместным правкам. В частности, текстовые экраны теперь оформлены в стилистике старых бульварных комиксов, что ещё сильнее роднит серию с  Fallout от Interplay, а торговцев расставили немного логичнее, чем прежде. Плюс ближе к развязке дизайнер подсовывает немного раздражающего мирного NPC, которого дают без зазрения совести пристрелить! Сцена по-своему символичная — да, в DLC «моральный выбор» не нужен и практически ни на что не влияет, зато он служит достойным тизером сиквела, где подобных (и куда более уместных) шансов для отыгрыша роли выживальщика станет гораздо больше. Следующая часть серии во всех отношениях гораздо больше своих предшественниц, тогда как насыщенная экшеном Dead Man Walking — не более чем шажок навстречу совершенству.

Ashes: Afterglow

  • Авторы: Vostyok и ReformedJoe (дизайн), The Dutch Ghost (сценарий).
  • Композитор: Джон С. Уикли, он же PRIMEVAL.
  • Дата релиза: 22 октября 2021 года.
  • Продолжительность: 22 карты (обучение, кампания на 18 локаций, 2 секретных уровня и эпилог).

После событий первой части дилогии прошло чуть больше недели. Скав пережил своё удивительное путешествие вглубь Атланты и кое-как вернулся на поверхность с трофеем. Увы, жизнь бродяги не стала проще: его действия каким-то образом раззадорили мутантов, и те принялись массово атаковать оставшиеся поселения выживших на континенте. Зализав раны, мусорщик отправляется на север от греха подальше, да не тут-то было — неприятности находят его даже там. И на сей раз на кону оказывается не только жизнь особо любопытного авантюриста, но и судьба целого мира. Вернее, того, что от него осталось.

Время относительно, и в реальном мире несколько дней комы главного героя обернулись для фанатов Ashes тремя долгими годами ожидания сиквела. Без подсказки, правда, новички серии едва ли ощутят эту пропасть между релизами — благодаря Enriched Edition с её графическими улучшениями разница между Ashes 2063 и Ashes: Afterglow совсем не бросается в глаза. И хоть обычно подобные тонкости не играют роли, внешняя схожесть вкупе с официальным обозначением продолжения как «второго эпизода» (а не, допустим, как Ashes 2) создают любопытный и, вероятно, непредвиденный эффект.

В Afterglow ряды панков внезапно пополнились синеволосыми девушками. Им отвели ту же роль, что и пулемётчику в Doom II. В Ashes бомбы можно использовать в качестве мин-растяжек. Интро учит их разряжать, и не просто так: во втором эпизоде подобные ловушки расставляет не только бравый протагонист.

При всём своём великолепии и обилии отсылок к классике, 2063 (а с ней и Dead Man Walking) была и остаётся традиционным шутером, функционирующим по законам  Doom. Практически каждый уровень представляет собой набор комнат и коридоров, на пути к выходу перед протагонистом стоят враги да запертые разноцветными ключами двери, и, дёрнув за последний рычаг (или перейдя невидимую грань) Скав автоматически, без права на возврат переносится в новую локацию — разумеется, после обязательного экрана со статистикой, выводящего итоги бойни под запоминающийся экшен-трек. Vostyok, разумеется, привнёс в формулу несколько любопытных завихрений, в частности карты с магазинами и мирными NPC, однако влияние Fallout и  S.T.A.L.K.E.R. проявлялось больше в эстетике и на бумаге, чем в геймплее. Если что, это не претензия.

Afterglow обманчиво стартует в том же ключе — с двух чётко выстроенных пробежек из пункта А в пункт Б. Необязательный туториал (теперь в форме неплохо поставленного ночного кошмара) учит двигаться и нажимать на кнопки, после чего очередная вылазка в логово свежей порции рейдеров знакомит нас с простыми радостями олдскульных FPS. Далее события развиваются по привычному сценарию: клочки разлетаются по закоулочкам, руины супермаркета превращаются в кладбище, игрок доходит до двери с надписью: «Выход», кликает на неё и… резко, без привычных фанфар переносится в метро. Стоп, где итоги, где проценты убийств, предметов, секретов? А их нет и не будет: Ashes эволюционировала, и стала на пару-тройку шагов ближе к RPG.

Журнал со списком поручений и каким-то подобием карты, куда ж без него. В 2063 Скав может приобрести, по сути, только один апгрейд, тогда как в эпизоде 2 мусорщику позволяют улучшать весь арсенал (плюс мастерить гранаты). И что приятно, у оружия не только меняются характеристики, но и преобразуется модель — примерно как в  BioShock и  Prey. Обрез, например, обрастает третьим стволом! Пару зон в сиквеле можно частично пройти более-менее тихо. Кое-где это даже жизненно необходимо для получения лучшей концовки.

Три года не прошли для серии даром — авторы переосмыслили концепцию, добавили множество любопытных механик и заменили пару старых — словом, смело двинулись вперёд в надежде покорить новые горизонты. Сильнее всего это отразилось на структуре кампании: в отличие от достаточно прямолинейной Ashes 2063, Afterglow устроена как хитрая помесь  Strife и  Metro Exodus — с двумя обширными хабами, ведущими в несколько отдельных (чисто боевых) зон, где героя ждут задания, как обязательные, так и побочные. Последние не только приносят лишний хабар, но и влияют на концовку, которая здесь оформлена в духе постъядерной классики — судьбы персонажей и целых селений напрямую зависят от действий Скава по ходу его одиссеи.

Это наверняка звучит как неоспоримые достоинства, но есть нюанс: количество неминуемо сказалось на качестве. Хотя сиквел продуман даже лучше предшественницы (валюта, например, не только тратится в магазине — она теперь расходуется на модификации оружия), а экшен стал ещё бодрее благодаря уникальным противникам и впечатляющей системе апгрейдов оружия, в целом кампания ощущается слегка неровной. Впечатление портят локация Badlands и окружающая её песочница. В вакууме конфликт бандитов и фермеров получился занимательным и по-своему многогранным, плюс связанные с ним карты можно смело назвать ярчайшими в серии (чего стоит одна лишь Biodome!), но в контексте набитого интригующими откровениями повествования этот перерыв на мини-вестерн безбожно тормозит игру.

Afterglow гораздо вариативнее оригинала в плане облика и поведения монстров. Правда, самых интересных чудищ на Скава выпускают лишь после Атланты. Если секретные зоны первого эпизода более-менее традиционны для жанра, то в сиквеле разработчики перестали сдерживать свою буйную фантазию и пошли вразнос. Как это относится к картинке выше? Спойлер. В Ashes хватает поп-культурных отсылок, и если в первом эпизоде они раскиданы более-менее удачно, то в сиквеле, к сожалению, дизайнеры откровенно перегнули спалку. Игру это не портит, но общее впечатление чуть смазывает — подмигивания и очевидные кивки в сторону шедевров прошлого отвлекают от настоящего, мешают погружению, перетягивают одеяло на себя. Почему-то инди-разработчики и моддеры об этом то и дело забывают.

«Винить» в этом стоит саму историю — вот кто бы мог подумать, что она окажется настолько хороша? Пускай диалогам и тексту в целом не помешала бы полировка, пускай озвучка шутер, мягко говоря, не красит, зато сюжет и сценарий Afterglow приятно удивляют, причём без примечаний а-ля «по меркам фанатского мода». В какой-то мере происхождение усиливает эффект: настолько умело поставленные сцены и такой сильный финал сделали бы честь любому релизу. Остаётся лишь молиться, чтобы в следующих главах саги авторы не уронили высочайшую планку, заданную Afterglow. Хотя если второй эпизод тому показатель, то команда Vostyok вполне способна не просто удержать её, а поднять на очередную высоту.

Постапокалипсис. Руины цивилизации. Мутанты. Каннибалы. Ashes — невероятно мрачная серия, помимо сверхъестественных ужасов затрагивающая темы, так и не захороненные после холодной войны. Как ни парадоксально, по завершении дилогии чувствуешь вовсе не приступ отчаяния — душу начинает согревать какая-никакая надежда. Да, индустрия погрязла в гордыни и алчности, а обнаглевшие бизнесмены чуть ли не раз в месяц закрывают заслуживающие жизни студии, но знаете что? Оказывается, талантливые люди ещё с нами — и даже на коленке они способны творить чудеса.

Конечно, на фоне ААА-релизов Ashes 2063 не способна похвастаться передовой графикой. Её геймплей достаточно традиционен, а идеи вторичны по меркам жанра и едва ли кого-то удивят сами по себе… Но вопреки здравому смыслу дилогия держит прикованным к экрану до последнего. Каким-то чудом она не кажется калейдоскопом избитых находок, а её цельность поражает — это ж надо, самоучки взяли и из множества лоскутов сшили нечто поистине уникальное! В поисках ответа на вопросы, почему и как, можно начеркать гигантское эссе, разобрав внятно продуманный баланс оружия, шикарный дизайн локаций, мастерски поставленные хоррор-сцены, однако куда лучшее объяснение лежит на поверхности: моддеры чётко знали, для кого они делали игру. И делали её не для инвесторов, а для себя любимых — поклонников Fallout, S.T.A.L.K.E.R., «Безумного Макса», «Планеты обезьян» и старомодных боевиков.

Хотя ставить оценку серии рановато, сложно не признать: Vostyok и его команда втихаря создали идеальный ностальгический FPS. Многие слепо гонятся за формой. Некоторые умудряются нащупать более-менее пристойное содержание. Постапокалиптический эпос же не только выглядит и ощущается как передовой экшен из 90-х — он собран по заветам той бесшабашной эпохи, когда группа талантливых киноманов и геймеров могла без особой шумихи сотворить нечто особенное. Нечто вроде Ashes. И такой проект, каким бы далёким от завершения он ни был, трудно не рекомендовать.

По материалам

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»