Первая полоса

Старые песни ни о чём. Почему Ashes: Hard Reset — это разочарование | Не такой уж и крутой Уокер

Ставить точку — тоже искусство. И далеко не всякий автор знает, когда лучше всего ударить по тормозам. Стараниями охочих до гонораров писак законченные истории рано или поздно обретают бессмысленные продолжения… а затем приквелы, проливающие свет на загадки, ответы которым совсем не нужны. И если с убогими сиквелами всё давно понятно, то вот «нулевые» части легендарных саг критикуют гораздо реже, чем хотелось бы.

Само собой, на всякое правило находится исключения. Любой  Silent Hill: Origins или  Batman: Arkham Origins можно противопоставить  Ace Combat Zero: The Belkan War,  Devil May Cry 3: Dante’s Awakening или  Yakuza 0, произведения не столько паразитирующие на своих предшественниках, сколько развивающие их, дарующие оригинальным хитам уникальный контекст. Такие шедевры вдохновляют. Сеют ложную уверенность в том, что каждый сериал нуждается в чём-то схожем. Вот только, выдать достойную внимания предысторию невероятно сложно — и недавняя  Ashes: Hard Reset наглядно показывает, что даже талантливые люди не застрахованы от творческих неудач.

 

Как всё начиналось

2015 год. На форуме ZDoom возникает свежая тема: в центре внимания — промо TC-проекта от Vostyok, очередного энтузиаста с большими планами и горсткой карт в кратком резюме. Жанр — постапокалиптика. Замысел — дань уважения FPS из лихих 90-х и киношедеврам душевных 80-х. На скриншотах красуется разруха, в синопсисе через фразу сквозит влияние  S.T.A.L.K.E.R. и  Fallout.

Анонс быстро привлекает внимание завсегдатаев портала — у WAD, считают искушённые геймеры, явно есть потенциал. И всё же сложно отделаться от подозрения, будто сборник уровней, подобно многим до и после него, придёт и уйдёт. К сожалению, схожих модификаций (величественных на словах и скриншотах, но по факту абсолютно проходных) на любом фан-сайте — как грибов после дождя.

Тем не менее Ashes (со временем превратившийся в  Ashes 2063) ждала совсем иная судьба. После трёх лет первый эпизод мода таки вышел — и оказался настоящей сенсацией сначала в узких, а потом и в более-менее широких кругах. О Vostyok и его творении заговорили. Подогретый сарафанным радио шедевр скачивали, а рассказанную в нём историю обсуждали, будто это не мод, но дорогостоящий телесериал. Ставить точку было бы глупо поэтому, само собой, автор новоиспечённого хита не стал останавливаться на полпути — куда там! Спустя лишь пару месяцев после запуска как гром грянуло DLC, а осенью 2021-го подоспел сиквел, который встретили не менее радушно, чем оригинал.

Что дальше? Вероятно, гейм-дизайнер и его команда долго ломали голову над этим вопросом — изначально игра замышлялась как Total Conversion в двух частях, и вот план выполнен — можно двигаться дальше, оставить Пустошь позади. Однако Ashes: Afterglow завершилась на полуслове, со множеством загадок и интриг. После такого финала поклонники жаждали ответов, и мододелы решили их предоставить — правда, не в форме внятной концовки (её оставили на потом), а с помощью самостоятельного дополнения Ashes: Hard Reset, чьё производство затянулось на несколько лет.

Пару месяцев назад на StopGame уже вышел материал о дилогии Ashes — теперь он откровенно неполный. В нём 2063, впечатляющая и лаконичная, удостоилась похвал. Её продолжение, в котором авторы с переменным успехом принялись развивать идеи предшественницы и зашли на поле экшен-RPG, тоже. Но, как ни странно, даже с учётом тысячи похвал текст остался без главного — оценки.

…Выносить триллеру вердикт рановато — кто знает, вдруг концовка резко смажет общее впечатление?

Вопрос изначально был риторическим: до Hard Reset едва ли кто-то сомневался, что после релиза третьего эпизода серия получит давно заслуженный «изюм». Однако по иронии судьбы замечание оказалось весьма уместным, потому как дебютировавший в июне приквел намекает — конец постъядерной саги и вправду имеет все шансы разочаровать.

Ashes 2063 и её продолжения можно найти на сайте ModDB — там лежит «самостоятельная» версия сериала, и её обновляют по мере выхода новых выпусков да патчей к ним. Для запуска достаточно просто распаковать архив и запустить один из ярлыков (Episode 1 для Ashes 2063: Enriched Edition, Episode 2 для Ashes: Afterglow, приквел же зовётся как подобает) никаких дополнительных операций по настройке GZDoom не требуется. Также на странице Ashes лежат отдельные файлы с уровнями, врагами и пушками, которыми ничто не мешает побаловаться в других модификациях к Doom.

Как всё продолжается

  • Авторы: Vostyok (гейм-дизайнер), ReformedJoe (содизайнер карты Outskirts), NolFelix.34 (автор идеи Ashes: Hard Reset, содизайнер карт Night School и Junction).
  • Композитор: Джон С. Уикли (John S. Weekley), он же PRIMEVAL.
  • Дата релиза: 10 июня 2024 года.
  • Продолжительность: 14 карт (13 основных, 1 секретная).

На закате XX века конец света унёс миллиарды жизней — но человечество, подобно тараканам, не сгинуло в радиоактивном огне. Люди восстали из пепла. И принялись обживать руины старого мира в надежде, что рано или поздно всё кое-как вернётся на круги своя.

События Ashes: Hard Reset берут начало в 2060-м, через много десятилетий после Судного дня. Группа военных приходит к следопыту по имени Уокер и просит отвезти их в самое сердце кишащей мутантами Атланты. Зачем? Тайна. Кто они? Секрет. Здравому смыслу вопреки наёмник соглашается на опасное задание — и тем самым запускает маховик роковых событий, важность которых он и другой такой же искатель приключений познают лишь три года спустя.

Солдаты по большей части отсиживаются в тылу; герой служит разведчиком — идёт на опасную территорию первым, зачищает её, а потом даёт сигнал «всё чисто» в финале уровня. Для убийства противников-людей из арбалета моддеры нарисовали уникальную анимацию: если присмотреться, болт прилетает злодеям прямо в лоб.

Герой, разумеется, даже не подозревает о вероятных последствиях собственных деяний: в его глазах (да и в глазах поклонников Ashes) новая экспедиция едва ли чем-то отличается от предыдущих вылазок за пределы облезлых, зато по-своему уютных городов. Сходство налицо: путь к цели лежит сквозь свалки и руины, за каждым углом подстерегают разнообразные препятствия, цветастые ключи охраняют жуткие монстры… Пустошь не меняется — вероятно, именно поэтому с открывающих сцен дополнения бал правит чувство дежавю.

Хотя Hard Reset затевалась как DLC к Afterglow, игра в первую очередь напоминает вовсе не амбициозный сиквел, но куда более скромный по размаху оригинал. Здраво поразмыслив, Vostyok и ко решили вернуться к корням, обойтись без прыжков выше головы — отчасти из-за технических сложностей, отчасти потому, что далеко не каждому фанату эти пируэты пришлись по душе. Кое-что авторы не тронули (система модификаций оружия осталась как есть, просто обвесов сильно меньше), а вот самые спорные элементы выкинули от греха подальше.

За бортом, как следствие, остались хабы, ведущие на несколько традиционных экшен-локаций; многие RPG-элементы (в частности, отыгрыш роли с моральными дилеммами — концовка тут одна); а также побочные задания с полезными апгрейдами в качестве наград. Ножницы команды не пощадили и мотоцикл, визитную карточку постапокалиптического эпоса — Уокер, в отличие от своего предшественника Скава, всю кампанию проводит на своих двоих. Невелика потеря, если учесть, что в модификациях для Doom любой протагонист сам себе «харлей».

Винтовку, которую герой находит ближе к началу истории, можно пересобирать, например поставить или снять прицел. Хорошая идея, но из-за меню процесс вышел не самый интуитивный. Достойный задел на будущее. Как и прежде, металлолом позволяют использовать или для покупок в магазинах, или для создания обвесов. На сей раз улучшения разнесли примерно поровну: если в Afterglow большая их часть мастерилась на верстаке, то в Hard Reset очень много полезных апгрейдов лежат у торговцев.

Словно в качестве компенсации за пару геймплейных шагов назад, моддеры вложились в уникальный контент и новые ассеты. Бестиарий, например, пополнился рядом невиданных ранее противников, причём весьма опасных даже по меркам расширений к старомодным боевикам. Вдобавок практически весь арсенал перелопатили, оставив на память лишь обрез (куда ж без отсылок к «Безумному Максу»?) да лом, который за разумную цену дают превратить в могучий молот. Даже незаменимый впотьмах фонарь преобразился: теперь один из важнейших аксессуаров работает не от солнца, а от простых батареек, валяющихся то тут, то там. Мелочь, а ограниченный ресурс поначалу неплохо подчёркивает элементы хоррора на выживание в духе  Alan Wake.

Сильнее всего стремление удивить фанатов отразилась на подаче истории — в Ashes: Hard Reset команда нарисовала практически каждому персонажу уникальные портреты и вложилась в озвучку всех мало-мальски важных диалогов. Аналогии с Fallout напрашиваются сами собой! Стоит отдать должное, если учесть отчётливый акцент на сюжете, постановочный апгрейд на удивление в кассу — он не смотрится как отсылка ради отсылки.

Визуальный стиль, правда, варьируется от NPC к NPC. Да и актёрская игра тоже — некоторых статистов сложно воспринимать всерьёз из-за славянского акцента в американской глухомани и нелепого произношения достаточно простых слов. Визуальный стиль, правда, варьируется от NPC к NPC. Да и актёрская игра тоже — некоторых статистов сложно воспринимать всерьёз из-за славянского акцента в американской глухомани и нелепого произношения достаточно простых слов. Визуальный стиль, правда, варьируется от NPC к NPC. Да и актёрская игра тоже — некоторых статистов сложно воспринимать всерьёз из-за славянского акцента в американской глухомани и нелепого произношения достаточно простых слов. Визуальный стиль, правда, варьируется от NPC к NPC. Да и актёрская игра тоже — некоторых статистов сложно воспринимать всерьёз из-за славянского акцента в американской глухомани и нелепого произношения достаточно простых слов. Визуальный стиль, правда, варьируется от NPC к NPC. Да и актёрская игра тоже — некоторых статистов сложно воспринимать всерьёз из-за славянского акцента в американской глухомани и нелепого произношения достаточно простых слов.

И тем не менее даже с учётом обновок приквел не на шутку разочаровывает. Тоска закрадывается в душу так быстро, что поначалу не просто сообразить, в чём дело, — чисто технически-то ключевые элементы Ashes на своих законных местах. Вроде и стрельба очень смачная, и уровни в меру динамичные, и музыка Джона Уикли задаёт происходящему правильный ритм. Лишь после концовки ситуация худо-бедно проясняется: видать, FPS делали из-под палки, потому что надо, раз уж взялись.

Как всё быстро испортилось

Само собой, это лишь предположение. Однако нехорошие подозрения возникают ещё до запуска (хаотичной идущую как по маслу разработку не назовут) и крепнут по мере столкновения с необъяснимыми дизайнерскими решениями, претенциозностью и серьёзными багами, тормозящими прогресс. Стоит добраться до «софтлока» в одном из десятка подземелий, как вывод напрашивается сам собой: за кадром что-то не задалось.

С отдельными недочётами легко смириться: в наше время даже коммерческие проекты выходят сырыми и лечатся месяцами, а то и годами. Но, даже если закрыть глаза на баги, сделать вид, что игра функционирует, выглядит и звучит как надо, общее впечатление это не скрасит — сильнее всего новую Ashes подкосили даже не беды технического характера (коих больше, чем обычно), а промахи более глубинные, концептуальные.

Что иронично, первый апдейт добавил в дополнение серьёзный софтлок в канализации. На момент оформления материала, через 2,5 месяца после премьеры игры и 2 месяца после выхода обновления, ошибку так и не исправили. На первой карте можно заметить, что многие предметы интерьера (например, разбитый автомат) гораздо больше, чем им бы следовало быть. Ошибка или Уокер просто ростом не вышел?

Проблемы Hard Reset начинаются с её задумки. Нет ничего зазорного в желании пролить свет на предысторию интересного мира, однако команда зачем-то взялась рассказывать о прошлом Уокера, третьестепенного героя, чья фишка заключалась в его загадочности. Он был местным Джи-мэном, Курильщиком эпохи постапокалипсиса — персонажем, которому противопоказана центральная роль.

Зачем он помог Скаву? Откуда у него дефект речи? Как много он знает о происходящем за кулисами на самом деле? Эти вопросы, оседавшие в голове по завершении второго эпизода, интриговали, но не нуждались в ответах. Реальное предназначение таинственного странника в истории было очевидным — одним лишь фактом своего существования человек-загадка делал вселенную паранормального постапокалипсиса интереснее, обогащал мир эффектнее гигантских стен текста. Раскрывать такую энигму как личность и даровать ей чёткую мотивацию не просто сложно, а вредно, особенно в произведении с замашками на лавкрафтовские мотивы.

Неровная тональность, бич подобных модов, никуда не делась: отсылки ко всему подряд и хулиганские шутки тут как тут. Что, само собой, выбивается из общего — весьма серьёзного — настроения.

Разумеется, при должном умении вокруг столь таинственной персоны можно было выстроить любопытное приключение или хотя бы наделить его уникальным образом — как, допустим, Capcom обошлась с Вергилием в  Devil May Cry 3. До триквела брат Данте существовал лишь как символ, (не)живое напоминание о том, кого Мундус отнял у героя задолго до начала готического боевика. Лишь в Dante’s Awakening близнец превратился в яркого антагониста, чей образ покорил фанатов хладнокровной крутостью и глубоко сокрытой уязвимостью. Да, превращать его в полную противоположность главного героя было ходом банальным — и всё же в умелых руках клише обрело новую жизнь.

Авторы Ashes, напротив, не стали особо экспериментировать: они пошли по пути наименьшего сопротивления и сделали протагониста обычным парнем, который мало чем отличается от Скава, своего предшественника из оригинальной дилогии. Уокер говорит так же, мыслит аналогично, ведёт себя схожим образом, а единственная его уникальная черта — травма из прошлого, преследующая беднягу на каждом шагу, — просто мелькает несколько раз за всю кампанию и под занавес пропадает фактически без следа.

Из-за схожести наёмников первые несколько карт гадаешь, каким образом лёгкий на подъём следопыт преобразился в изъясняющегося загадками мудреца из Afterglow, что стало первопричиной трансформации и как её изобразят. Ответ в лучшем случае оставляет в недоумении, потому что метаморфоза подана до ужаса неуклюже, словно её вписали в повествование задним числом.

Каноничная причина преображения Уокера смотрится особенно комично вкупе с секретным уровнем, посвящённым заводу местной «Кока-колы». Сложно воспринимать трагедию героя всерьёз, когда на протяжении целой локации в черепушку геймера с настойчивостью отбойного молотка вбивается одна и та же шутка про отвратительную на вкус газировку сомнительного происхождения.

Хотя, признаться, сценарий в целом производит тоскливое впечатление, будто над ним размышляли гораздо меньше, чем прежде. Да, он и раньше не отличался изысканностью, но по крайней мере в нём была какая-то фишка и каждый эпизод (даже неканоничное DLC Ashes: Dead Man Walking) ощущался как цельное произведение с собственным лицом. Здесь ситуация ровно обратная, поскольку большую часть времени история бесстыдно вторит Ashes 2063 — её структуре, последовательности локаций, даже развязке.

И ладно бы то же самое, но по второму кругу хотя бы сделали лучше, благо с премьеры Эпизода 1 прошло шесть лет. Но нет, с точки зрения повествования более поздняя Hard Reset получилась во всех отношениях хуже оригинального мода: она, с её обрывочностью и графоманией, словно черновик, который забыли привести в порядок перед релизом. Особенно досталось концовке — авторы точно махнули рукой и набросали её кое-как. Убогий финал не выдерживает критики и оставляет омерзительное послевкусие, особенно на фоне восхитительных многоточий из Ashes 2063 и Ashes: Afterglow.

Журнал Ashes: Hard Reset получила в наследство от Afterglow. Только здесь он практически бесполезен и смотрится как атавизм — большую часть времени пожелтевшие страницы лишь показывают совершенно нечитабельную карту Атланты и не дают полезную информацию. Раз сценаристам так хотелось раскрыть образ Уокера, то могли бы воспользоваться блокнотом в качестве текстового изложения его дум, как, например, было в оригинальной  Dead Space. Журнал Ashes: Hard Reset получила в наследство от Afterglow. Только здесь он практически бесполезен и смотрится как атавизм — большую часть времени пожелтевшие страницы лишь показывают совершенно нечитабельную карту Атланты и не дают полезную информацию. Раз сценаристам так хотелось раскрыть образ Уокера, то могли бы воспользоваться блокнотом в качестве текстового изложения его дум, как, например, было в оригинальной  Dead Space.

Недочёты повествования должен был скрасить геймплей, и он кое-как справляется с задачей. Но даже экшен по большей части смазанный и неуклюжий: первые уровни безбожно затянуты, на паре других отсутствуют необходимые срезы, которые позволили бы искать секреты без необходимости бегать туда-сюда. Плюс авторы злоупотребляют безликими аренами с ордами врагов — претензия наверняка звучит странно в контексте жанра, но раньше мододелы выдумывали ситуации поизобретательнее.

Но даже если отбросить придирки к архитектуре с балансом, эпизод в целом получился достаточно вторичным и, несмотря на обилие новых противников, безыдейным. Чувствуется, что дизайнеры уже выстрелили своими лучшими идеями, поэтому в ход идут набившие оскомину подвалы, тоннели и канализации.

Справедливости ради, не обошлось и без проблесков: временами шутер вознаграждает терпение ярчайшим сегментом, заставляющим крепче взяться за мышь. Комната с зеркалами в заброшенном парке аттракционов и путешествие по жуткому моллу пару часов спустя смотрятся как пришельцы из другого WAD: они напряжённые, в них инстинкты геймера работают против него. Увы, таких моментов до боли мало и они преступно мимолётны — вспышки гениальности тонут в море перестрелок, способных утолить сиюминутную жажду крови, но вылетающих из памяти быстрее пули.

Как круто! Как скучно.

Так уж повелось, что с первой части серия Ashes удивляет механиками и задумками, а её авторы регулярно обманывают ожидания, переворачивая с ног на голову не только саму историю, но и представления о сеттинге. Приквел же стартует с избиения живых мертвецов в заброшенной школе, и это затёртое до дыр клише задаёт тон приключению и без лишних слов намекает — чудес от DLC ждать не стоит.

Ashes: Hard Reset вызывает недоумение. Быть может, идея раскрыть одного из фоновых персонажей второй игры саги казалась разработчикам достаточно заманчивой, чтобы потратить на неё несколько лет, но вышедший мод совершенно не отражает потенциала хоррорного FPS с человеком-загадкой во главе угла. Напротив, из-за багов и не выдерживающего критики сценария не покидает чувство, будто кампанию вымучивали, лишь бы годы производства не ушли псу под хвост. Получился компетентный боевик, не особо изобретательный, совсем не цепляющий, но позволяющий скоротать десяток часов в приятной компании оживших трупов, каннибалов и мутантов.

Если же судить приквел как часть до недавних пор безупречного постапокалиптического триллера, то ему сложно подыскивать оправдания. С точки зрения повествования в нём ничего не заслуживает внимания — интересных событий и моментов кот наплакал, а остальное напоминает неуклюжий фанфик. По меркам геймплея DLC уступает всем предшественницам и за пределами откровенных перегибов сложности мало чем выделяется из толпы. Похвал достойны попытки вывести постановку на новый уровень, да и то с оговорками — без профессиональных актёров и достойного сценария подобным нововведениям грош цена.

Промо, опубликованное вместе с официальным анонсом приквела в 2022 году. Обратите внимание на старый дизайн нескольких персонажей.

Искренне хвалить тянет лишь официальный постер дополнения. Непривычно яркий и выразительный по меркам сериала, арт будоражит воображение, настраивает на эпический лад и умудряется рассказать историю одним-единственным кадром. Такую картину не стыдно повесить на стену — даже обидно, что её нарисовали в качестве тизера к скучному WAD.

Предыдущий материал об Ashes завершался одой моддерам, их умению делать шедевры без бюджета и передовых технологий, на энтузиазме и силе амбиций.  Hard Reset спускает с небес на землю: таким людям тоже не чужды провалы, не самые вопиющие на фоне индустриальных катастроф, но обидные. Остаётся молиться, что третий эпизод получится намного лучше.

По материалам

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»